?

Log in

CHILDRENscience
УЧЕНЫЕ - ДЕТЯМ
Куда катится мир: невидимое будущее образования 
7th-Sep-2015 01:09 pm
Для всех интересующихся: поговорим о актуальных трендах развития образования. Что делают, куда бегут, во что верят люди, определяющие судьбы отрасли? Да, да, не больше и не меньше: у всей образовательной тусовки, включая меня, комплекс избранных на острие атаки. В этом вся наша мотивация J.

Сначала имеет смысл  поговорить про претензии к старой школе - не нашей советской, а мировой вообще, в составе: здание, классы, доска, учитель, тесты, экзамены и проч. Если за 10-30 минут и профессионально, то  всем рекомендую посмотреть в Youtube / TED.com видео  по тегу Ken Robinson –  рассказано всеобъемлюще, заодно вдохновитесь мастер-классом по best-of-breed технике презентации….

А если в двух словах и текстом: старая школа была нужна в индустриальную эпоху - эпоху заводов, газет, пароходов, когда  экономике было  нужно  много одинаковых людей-солдатиков. Армия советских инженеров, армия советских учителей, армия….- просто армия.

Соответственно, во всех странах системы государственных школ настроили на штамповку таких людей – аналогия штамповки у того же Робинсона очень четкая. Детей в школе сортируют по годам выпуска, как автомобили. И дальше всех гонят массово по одной программе, с легкими модификациями.


Пост-индустриальная экономика, как мы знаем, является экономикой знаний и экономикой услуг, и отличается гораздо большим разнообразием. Знаний накоплено так много, что один человек не может их в себя вместить – специалисты стали узкоспециализированными и поодиночке уже ничего не могут. Нужно уметь работать   командами, управлять командами, взаимодействовать в команде. Выросла роль коммуникативных компетенций, эмо-интеллекта,  презентации и само-презентации. ИТ-технологии, опять же, сильно поменяли парадигму работы и взаимодействия людей.


Очевидно, что в сильно поменявшемся саванном  ландшафте нужно учить детенышей новой стратегии выживания. Вместо стремления встроится в ряды “советских инженеров”, которому на одном из тысяч заводов страны точно найдется местечко, нужно становится человеком с уникальной точечной компетенцией, востребованном во всем мире. Потому что на заводах уже все места заняты роботами, а нужно стать тем самым одним инженером, который будет ими управлять.

Таковы новые требования, с которыми сложно спорить - нужно эволюционировать. Государственные школы разных стран, будучи учреждением инертными и консервативными, эволюционируют медленно. А вот что делают те,  кто бегает быстрее и видит дальше (разные коммерческие образовалки, чокнутые родители, энтузиасты-мечтатели и провидцы, а также страны, ставящие фишки на образование в глобальной конкурентной игре):

·        Тренд #1. Индивидуализация программ. Люди разные  – дети разные – способности разные. Если ребеночек в третьем классе рубит по математике программу восьмого – не нужно мариновать его пять лет с остальными – потеряет мотивацию.  Нужно учить каждого ребенка соответственно его способностям и в группе равной по уровню, а не по возрасту.

·        Тренд #2. Командное обучение. В старой школе все строилось на индивидуальной учебе – основное взаимодействие в классе шло по линии учитель-ученик. В новых условиях нужно уметь решать задачи группами, лидировать и подчиняться лидеру, раздавать и выполнять задачи. В обучение вводится много задач для коллективной работы.

·        Тренд # 3 Игровое обучение. В индустриальную эпоху подход к образованию был зверски-серьёзным: выучись на инженера или умри дворником. В новой эпохе геймер-подросток ведет канал на youtube и зарабатывает миллионы, а взрослые дяди кормят электронных зверушек – и плачут, когда они умирают. Многое делается для удовольствия, не для реального, а игрового результата. Обучение можно превратить в увлекательную игру, где двойка  - это не  пылающее клеймо, а количество баллов, списанных с виртуального счета.

·        Тренд # 4. Дистанционно  обучение. Все очевидно  - технологии сокращают время и расстояние, компьютер всегда под рукой, википедия, курсера, edex и хан-академия  полны всеми знаниями мира. В интернете можно найти дистанционный курс, педагога по любому предмету.


·        Тренд # 5. Анскулинг, хоум скулинг – и еще разные скулинги. Если вкратце - школа умерла. Ребенок может и должен научиться учится сам –  чему, когда, у кого  и  как он хочет. Сначала с помощью родителя или тьютора, а потом – полностью самостоятельно.


С идеями все просто. Сложность - в технологии  реализации.  

Comments 
11th-Sep-2015 04:24 pm (UTC) - "научиться учиться сам"
Тут от родителей все зависит, от ближайшего окружения. Жизнь меняется так, что твой диплом давно пылится на полочке. Если сами взрослые не учатся по современным технологиям каждый день, то и дети останутся "в глубинке", и не только географической. Отсюда мораль - учись сам, и дети за тобой потянутся. Кстати, это помогает избегать всяких подростковых кризисов и дженерейшн гэпов

Edited at 2015-09-11 04:26 pm (UTC)
This page was loaded Feb 20th 2017, 3:57 am GMT.